Доброго дня.
Продолжим.
Продолжая рассматривать тему состояние монет, нельзя не обойтись характеристикой состояния монет, подробно описанной и предоставленной тем же Аукционои Нотеборг. Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся в каталогах характеристики состояния монет, которые испытали на себе различные воздействия окружающей среды, зачастую крайне враждебные.
1. Потемневшая серебряная монета.
Серебряная монета может иметь темный тон, который многие коллекционеры склонны предпочитать более яркому серебру. Этот тон натуральный, образовавшийся под воздействием времени.
2. Радужный окрас.
Серебряные монеты также могут иметь многоцветные оттенки, которые вызваны химическим воздействием различных веществ. Если радужная патина имеет естественное происхождение, то монета ценится выше (может стоить в несколько раз дороже) белой монеты аналогичного сохрана.
3. Абсолютно очищенная монета.
Многие недавно найденные монеты имеют совершенно чистые поверхности. Некоторые монеты при чистке повреждаются, некоторые очищены вполне профессионально. Особенно это касается серебряных монет, которые травят слабыми растворами кислот. Недостатком подобных действий, помимо вероятности испортить монету, является и то, что при травлении с поверхности монеты наряду с грязью сходят и так называемые "признаки подлинности", например соединения сернистого серебра. Поэтому опытные реставраторы предпочитают оставлять на свободном месте монетного поля или гурте небольшой кусок неочищенной поверхности для подтверждения подлинности данного экземпляра.
4. Зеленая патина.
Патина на этой монете ровная и плотная, она бывает самых разных цветов, но зеленая самая распространенная среди них.
5. Оливковая патина.
Зеленая патина через ряд оттенков может переходить из светло-оливкого в почти черный цвет.
6. Черная патина.
Черная патина очень широко распространена и выглядит на монете гораздо лучше, чем на фотографии.
7. Красная патина.
Красная патина обычно встречается в виде пятен на монетах с патиной других цветов. Но иногда она покрывает достаточно большую площадь, чтобы классифицироваться отдельно.
8. Голубая патина.
Голубой, в хорошем смысле этого слова, или синий - цвет для патины более редкий, однако, встречающийся. Возможно, что определенный тип почвы имеет тенденцию создавать свой же определенный цвет патины. В результате этого в одной местности обычно находят монеты с одним цветом патины, но редко с разными.
9. Землистая патина.
Патина может комбинироваться с плотным земляным отложением, что создает привлекательный контраст. Это похоже на эффект, создаваемый полным стиранием патины с верхних точек монеты. Такая патина характерна для монет южных провинций Римской империи.
10. Контрастная поверхность.
Этот тон, контрастирующий с патиной, появился в результате износа патины в верхних точках поверхности так, что даже затронут металл.
11. Плотная патина.
Плотная патина ценится нумизматами, но когда ее слишком много, под толстым слоем теряются мелкие детали.
12. Выщербленная патина.
Плотная патина может быть разрушена по краям сколами или потертостями. Коллекционеры предпочитают патину твердую и устойчивую, потому что через такие сколы на поверхности монеты может начаться процесс коррозии, и монета быстро погибнет.
13. Патина пятнами.
Если патина покрывает монету не равномерно, а кусками, то это может выглядеть хуже, чем отсутствие патины вообще. Такие монеты необходимо стараться дочистить полностью, соблюдая известную аккуратность.
14. Вторичная патина.
Монеты, лишенные патины, со временем, при правильном хранении, начинают покрываться вторичной патиной коричневого цвета, так называемой "шоколадной". Некоторые экземпляры, благодаря такой патине, очень красиво выглядят.
15. Остатки серебрения.
Монеты, которые изначально были покрыты лишь тонким слоем серебра, находясь в обращении, быстро теряют часть серебряного слоя. Поверхность монеты при этом выглядит пестро и не аккуратно, поэтому многие коллекционеры предпочитают полностью тонировать такие монеты до черного цвета при помощи соединений серы.
16. Пористая поверхность.
Монеты без патины на поверхности могут иметь плотную или пористую поверхность. Пористая поверхность обычна для монет, найденных в реках, или является результатом грубой химической очистки. Некоторые поздние эллинистические монеты или монеты римских провинций уже изначально чеканились в таком плохом состоянии, которое являлось следствием неправильного содержания лигатуры в сплаве.
17. Частично изрытая поверхность.
Пористая поверхность может быть не на всей монете, а только на какой-то ее части. Замечательно, когда остаются не затронутыми самые важные части монеты, например портрет.
18. Шероховатая и пятнистая поверхность.
Неровные, пятнистые и безобразные поверхности, испортившие внешний вид многих монет, получаются нередко от неправильной чистки монет.
19. Сильно изрытая кавернами поверхность.
Коррозия сильно изрыла и тяжело изуродовала большую часть поверхности. Такая безобразная коррозия характерна для монет первого века, изготовленных из латуни и аурихалка.
20. Механически обработанная поверхность.
Когда на монете удаление "больного" металла производится механическими инструментами, скорее всего резцом. В результате получается очень плохая монета с глубокими кавернами.
21. Неестественно блестящая поверхность.
Когда монета полирована, возможно, даже "отреставрирована" с восстановлением утраченных деталей, скорее всего резцом по металлу. Если монета чистится и реставрируется, то детали должны относиться именно к этой монете. Юлия Домна, переделанная в Манлию Скантиллу, представляет собой подделку, даже если результат работы хороший. Особенно отмечу, что серьезные коллекционеры никогда не берут "дорезанные" монеты, какими бы красивыми они после этого не были.
22. Фальшивая реставрация.
Это не просто подделка, это плохая подделка, потому что рассчитана на коллекционера, еще не читавшего ни одного каталога.
23. Треснувшая монета.
Трещины способны окончательно погубить монету.
24. Обломанный край.
У большинства античных монет несколько неровные края, обусловленные низким качеством монетных заготовок, но обламывание может случиться из-за трещин, сразу же после того, как монета покинула монетный двор. Это повреждение может быть как античным, так и результатом современной плохой очистки или небрежного хранения.
25. Царапанная поверхность.
Монеты, находящиеся в обращении, покрываются тонкими царапинами, которые обычно незаметны, если их не так много.
26. Проверочный удар.
Иногда монеты проверяли из сплошного ли они металла или нет.
27. Обрезанная монета.
Тонкий фланец серебряных монет Древнего Рима часто обрезался по краям личностями, создававшими личный запас драгоценного металла. Несмотря на незаконность, эта практика была очень обширна, так что многие монеты дошли до нас с полностью утраченной легендой. Ясно, что это снижает ценность монеты для коллекционера и отрицательно сказывается на продажной стоимости.
Бывшее ювелирное украшение.
Многие золотые монеты использовались в качестве ювелирных украшений и на них видны отметины от удаленных выступов или отверстия.
На фото дукачи (личман, ягнус) — традиционная деталь украинского женского костюма, женское украшение в виде большой медалеподобной монеты с металлическим бантом, украшенным камешками), изготовленные из монет (золотой и серебряной) и античная монета используемая, как медальон.
Другой стороной оценки монеты, кроме ее сохранности является ее редкость. Одной из наиболее простых и понятных таблиц можно назвать классификацию, которую предложил в своей книге В.В. Уздеников. Немного изменив под конкретный вид классифицируемых нами монет,- деньга, мы и использовали ее для своих Каталогов. Фото из книги В.В. Уздеников и Каталогов-определителей деньги прилагаю.
С учётом того, что редкость коллекционных монет относительна, следует учитывать два основных фактора влияющих на ее степень роста или снижения. Первое, это находки монет археологов и любителей приборного поиска, а так же второе,- увеличение количества коллекционеров желающих приобрести конкретный экземпляр монеты,- т. е. спрос или проще сказать востребованность (брендовые разновидности, «Пьяный Орел», розетка «Медуза» и т. п.). С уважением.